Немцы Поволжья история и наши дни ­ Новости Тольятти ­ Твой регион Tольятти T63.RU

. . . .

From The Новости Тольятти Section

Немцы Поволжья история и наши дни

Для представителей немецкого народа тема репрессий и реабилитации имеет огромное значение и является предметом больших споров и разногласий среди общественных организаций разного уровня…

Сегодня, когда мы имеем доступ к архивным документам, когда страх у испытавшего на себе все тяготы репрессий поколения сошел на нет, да и самих представителей этого поколения становится все меньше и меньше, мы не должны забывать, что произошло с нашими народами, обязаны говорить о последствиях этой страшной, уничтожившей целые народы политике, делать все , чтобы этого не повторилось.

Многие российские немцы в годы репрессий утрачивали родной язык, национальные культурные традиции…

Немцы Поволжья история и наши дни

Для представителей немецкого народа тема репрессий и реабилитации имеет огромное значение и является предметом больших споров и разногласий среди общественных организаций разного уровня…

Сегодня, когда мы имеем доступ к архивным документам, когда страх у испытавшего на себе все тяготы репрессий поколения сошел на нет, да и самих представителей этого поколения становится все меньше и меньше, мы не должны забывать, что произошло с нашими народами, обязаны говорить о последствиях этой страшной, уничтожившей целые народы политике, делать все , чтобы этого не повторилось.

Многие российские немцы в годы репрессий утрачивали родной язык, национальные культурные традиции. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.11.1948г. переселял немцев навечно и предусматривал уголовную ответственность за самовольный выезд (побег) из мест обязательного поселения – до 20 лет каторжных работ. Конечно, такие меры подавляли людей. Многие стремились отказаться от своей национальности путем смены имен, фамилий. Рушились семейные связи, прерывалась связь поколений. Немцы старались не рассказывать своим детям, где они были во время войны, потому что было просто невозможно объяснить, что такое трудармия или спецпоселение.
Так как местом ссылки немцев были в основном села и деревни, это не давало возможности получить образование и ограничивало молодежь в выборе профессий. Доля населения с высшим образованием к 70-м годам была близка к 3%. Существовали негласные установки на запрет обучения в вузах лиц немецкой национальности.

Первые послабляющие Указы появились в начале 50-х.
Так, Указом Генерального прокурора СССР №13/132с от 20.07.1954 г. снимались с учета дети спецпоселенцев до 16 лет и лица старше 16 лет, принятые и направленные на учебу.

Указ ПВС СССР от 13.12.55 г. освобождал немцев от административного надзора, но не давал право возвращения домой на родину и возвращения потерянного имущества.

Первым государственным документом, признавшим произвол по отношению к целому народу, явился Указ ПВС СССР от 29.08.1964 года, который отменял Указ от 28.08.41 в части, содержащей огульные обвинения немецкого населения, однако по-прежнему не давал право на возращение в места прежнего проживании. Этот Указ не имел широкой огласки, и большинство населения узнало о нем из неофициальных источников.

Указ ПВС СССР от 03.11.1972 года отменял ранее принятые Указы об ограничении выбора места жительства ряда народов, в т.ч и немцев. Но как показала жизнь, одного Указа было недостаточно, и массового возвращения на родину немцев не произошло. Во-первых, не было решения о восстановлении Республики немцев Поволжья, что не гарантировало им сохранения языка, культуры. С ликвидацией республики и нарушением компактности проживания были закрыты СМИ на немецком языке, прекращена подготовка национальных кадров. Немцы – нация законопослушная, они упорно надеялись и ждали полной реабилитации (никто не гарантировал на новом старом месте возможности трудоустройства, решения как социально-экономических, так и политических вопросов). За десятилетия, прошедшие со дня объявления всех немцев пособниками фашистов, такое негативное представление о народе у определенного круга населения оставалось. Хотя на новом месте жительства немцы показали себя честными людьми. Об этом свидетельствуют документы. В Сибири, в Казахстане немецкие хозяйства и колхозы были образцовыми, передовыми.

Нельзя не сказать об общественно-политическом движении по реабилитации российских немцев и восстановлению республики, которое особую активность приобрело в конце 80-х годов. Только в 1988 (апрель, июль, октябрь) в Москве побывали три делегации советских немцев. В СМИ стали публиковаться обращения делегаций в ЦК КПСС, к правительству , к Горбачеву. С одной стороны, это движение не давало государству забыть о проблеме российских немцев, с другой, вызывало волну негативной реакции со стороны местных жителей (Саратовская и Волгоградские обл.), полагавших, что немцы будут возвращаться в оставленные дома и создавать им явную конкуренцию в решении социально-экономических проблем (работа, жилье и т.п.)
В 1989 году было учреждено всесоюзное общественно-политическое и культурно-просветительское общество «Возрождение». Однако национально-культурное движение не решало проблемы. Ассимиляция к тому времени достигла 70%. Экономическая ситуация в стране, раскол СССР, развал промышленности и сельского хозяйства способствовали тому, что началась массовая эмиграция в Германию.
В конце 80-х – начале 90-х, после ряда конференций общества «Видергебурт», съезда советских немцев, начавшейся массовой эмиграции, выходит Указ Президента РФ «О неотложных мерах по
реабилитации российских немцев» (21.02.1992г.), который предусматривал создание национальных районов в Волгоградской и Саратовской областях, образование российской части Межправительственной российско-германской Комиссии по подготовке совместных мероприятий. Указ Президента РФ «О создании фонда «Российские немцы» (15.12.1992 г.) и Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению реабилитации российских немцев» ( 06.06.1996 г.) ознаменовали новые этапы в деле возрождения российских немцев. Историческая справка:
Поданным УНКВД Куйбышевской области на 25.12.41г. учтено немцев – ] 1 500 человек.
Отправлено – 8787 человек
По переписи населения 1989 г. немцев – 10 600 человек, по последней – 9569 человек.

Наиболее компактное проживание: Тольятти – 2707, Самара 1471, Отрадный – 651 , Сызрань 526, Новокуйбышевск – 247, Похвистнево- 439, остальные в районах – 3528 чел. проживают дисперсно.

В России сегодня по официальным данным проживает около 600 тыс. немцев.
Программа была рассчитана до 2007 года и предусматривала участие в ее реализации 30 субъектов РФ, в т.ч. Самарской области.
Были созданы фермерские поселения в Безенчукском и Хворостянском районах. Заказчиком выступал ОГФ «Российские немцы», исполнителем в Самарской обл. – ОАО «Феникс-С».

Сюда стали приезжать переселенцы из Казахстана и Средней Азии. За время действия программы были построены дома, дороги, проведен газ. Сегодня вводится в эксплуатацию школа в с. Макарьевка. Однако реализация программы постоянно осложнялась ликвидациями министерств и ведомств, постоянной сменой заказчиков и подрядчиков. Был упразднен Департамент по делам российских немцев, затем Министерство по делам национальностей, затем и фонд «Российские немцы». Все это способствовало укреплению желания многих немцев выехать из России.

К сожалению, мы можем констатировать, что принятые меры не принесли ожидаемых результатов из-за нестабильного финансирования с российской стороны, срывов договорных обязательств. Остро ощущалась проблема нехватки жилья и рабочих мест. Люди, не занятые фермерскими хозяйствами, не могли найти себе работу, отсюда и мотив выехать в Германию, тем более ранее выехавшие родственники настойчиво приглашали.

Усилия, которые прикладывает сегодня государство по сохранению немецкой культуры, и помощь, которую мы получаем из Германии, не в состоянии остановить процесс ассимиляции, начавшийся 66 лет назад, в августе 41-го, с Указов о выселении всех немцев с мест их компактного проживания.

Сегодня, когда совершенно очевидно, что восстановление республики невозможно, да, пожалуй, бессмысленно, большие задачи стоят перед общественными национально-культурными объединениями в деле сохранения этнокультуры. Выполнение этих задач возможно лишь при поддержке государства.

Оставить комментарий

Оставить комментарий